
Старинные серебряные канделябры. Антикварный магазин Бульвар де Лис Москва
В древние времена серебро было более ценным, чем золото, как с точки зрения денежной ценности, так и с точки зрения символического значения. Это было связано с тем, что запасы самородного серебра (металла в его чистой элементарной форме) были более ограниченными, чем золота.
Только, когда древние египтяне открыли, как извлекать серебро из руды, серебро стало более доступным и менее ценным товаром.
Как один из семи металлов древности, серебро на протяжении тысячелетий было важным материалом для человечества, ценившимся цивилизациями во всех уголках земного шара.
На протяжении всей истории серебро использовалось в различных практических и декоративных целях: оно использовалось в качестве денег, а также в качестве материала для изготовления украшений, полых и столовых приборов, предметов и даже целых предметов мебели.
В разные века серебряные изделия изготавливались в различных стилях, чтобы удовлетворить современные потребности и вкусы. Кроме того, производство серебряных предметов претерпело серьезные изменения, особенно после понимания того, как сплавлять серебро с другими металлами в средневековый период, и подъема промышленности в 18-м и 19-м веках.
В этой статье редакция Бульвар де Лис опишет эволюцию использования серебра с древности до наших дней. Однако, для того, чтобы понять, почему серебро использовалось определенным образом, и как развивалось его использование, сначала необходимо понять уникальные свойства ценного материала.
Каковы свойства серебра?
Свойства и качества серебра определяют не только его сущность, но и то, для чего его можно использовать в качестве материала. В конечном счете, именно эти свойства придают антикварному серебру его уникальную привлекательность и в свою очередь ассоциируются с ценностью, роскошью, красотой и величием.
Блестящий, белый внешний вид
Серебро ценится за его блестящий белый металлический блеск. Фактически, это самый отражающий из всех металлов. Интересно, что слово «серебро» происходит от латинского argentum, корнями которого является протоиндоевропейское слово «блестящий» и «белый».
Внешний вид серебра настолько своеобразен, что использование слова «серебро» в английском языке определяет, как сам металл, так и его уникальный цвет.
Белый блестящий вид серебра делает его привлекательным металлом для использования в декоративно-прикладном искусстве. Серебро, например, веками использовалось в производстве зеркал. Его часто наносят на стекло для создания отражающей поверхности и используют для изготовления рамы зеркала.
Нереактивность
Серебро отличается своей нереактивностью. Оно характеризуется, как «благородный металл», и входит в группу с другими металлами, включая рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платину и золото.
Наряду с другими благородными металлами серебро достаточно устойчиво к коррозии и окислению на воздухе. Это делает его идеальным для изготовления предметов, которые прослужат долго, даже если с ними регулярно обращаются и используют, поскольку они не изнашиваются и не тускнеют.
Податливость, пластичность
В чистом виде серебро очень мягкое. Это делает его податливым и пластичным и означает, что ему можно довольно легко придать форму в процессе обработки и отжига.
Листам серебра придают форму в холодном состоянии и отжигают, то есть нагревают, чтобы смягчить их и сделать серебро более гибким. Таким образом, серебро можно использовать для создания различных полостей, столовых приборов, ваз, канделябров и украшений.
Электропроводимость и теплопроводимость
Серебро обладает самой высокой электропроводимостью и теплопроводимостью среди всех металлов. Хотя это может показаться незначительным фактом, эти свойства делают серебро идеальным металлом для использования в электрических устройствах. За эти качества серебро высоко ценится в современном мире.
Асептический и антибактериальный эффект
Тот факт, что серебро является одновременно асептическим и антибактериальным, делает его идеальным металлом для создания стерилизованных предметов или сред.
Поэтому неудивительно, что серебро широко используется для производства посуды для еды и питья, а также используется в современном мире для предотвращения болезней, а также в таких областях, как очистка воды.
В нашей галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве мы собрали большую коллекцию французских старинных серебряных чайных и кофейных сервизов, стаканов и чашек.
История антикварного серебра
Именно благодаря своим уникальным свойствам серебро с течением времени смогло выполнять множество важных функций, которые мы сейчас рассмотрим в рамках краткой истории серебра и серебряных изделий. Ведь именно антикварное серебро так ценится в наше время среди коллекционеров и любителей сервировки стола и просто изысканных вещей.
Серебро в древности (7 век до н.э. — 5 век н.э.)
Серебро добывалось и превращалось в предметы на протяжении многих тысячелетий. В древности его использовали для самых разных целей, от изготовления драгоценных украшений до столовых приборов. Однако, серебро в основном использовалось, как форма валюты.
Серебро, как чеканка
Серебряные и золотые монеты были в обращении с древних времен. Считается, что серебро является самой старой формой массового производства монет. Действительно, древние греки регулярно использовали серебряные статеры, драхмы и оболы для торговли в Средиземноморье.

Греческий старинный серебряный статер, 350 год до нашей эры. Опубликовано на Флирк Дориео
Деньги и серебро неразрывно связаны друг с другом. На это указывает тот факт, что во многих языках слово «серебро» также означает «деньги». Например, французское слово «серебро» имеет этот двойной смысл.
Серебро можно использовать в качестве валюты, потому что оно достаточно редкое, чтобы считаться драгоценным.
А самое главное, серебро не реактивный металл. Это означает, что, несмотря на ежедневное обращение, серебряные монеты со временем не ржавеют и не подвергаются коррозии.
Серебро также имеет относительно низкую температуру плавления, что означает, что его можно легко переплавить в монеты.
По этим причинам серебро идеально подходит для использования в качестве «сохранителя стоимости», то есть денег, которые можно использовать для торговли.
В своей истории серебро и деньги тесно связаны. Отчасти по этой причине сегодня серебро ассоциируется с богатством и изобилием.
Серебро в декоративно-прикладном искусстве
Привлекательный внешний вид в сочетании с ролью «сохранителя стоимости» сделал серебро идеальным материалом для изготовления предметов роскоши. И в наше время старинное серебро украшает дома состоятельных людей.
В древние времена серебро в чистом виде было достать гораздо труднее, чем другие драгоценные металлы, такие как золото. По этой причине оно считалось чрезвычайно ценным и экономно использовалось для создания украшений и небольших предметов, часто религиозного характера.
Серебро в средневековье (V век — XV век)
На протяжении всего Средневековья серебро продолжало использоваться для изготовления драгоценных декоративных предметов. Его использовали для изготовления украшений, для украшения дома, для украшения доспехов и в качестве нити, из которой можно было плести гобелены.
Кроме того, с развитием церкви в 11 веке серебро все чаще использовалось для изготовления реликвий и литургических предметов таких, как распятия и чаши. Его чистота и блеск сделали серебро идеальным металлом для изготовления религиозных предметов.

Нейзильбер, позолота, чернь, вставки из драгоценных камней, 1230–1250 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Стерлинговое антикварное серебро и серебряные сплавы
Хотя мягкость серебра имеет свои преимущества, она также накладывает ограничения на то, что из него можно сделать. Чтобы решить эту проблему, средневековые мастера начали комбинировать (или сплавлять) серебро с другими металлами, такими как медь, чтобы увеличить его твердость и прочность.
Стерлинговое серебро, сплав, состоящий примерно из 92,5% серебра и 7,5% меди по весу, впервые появился примерно в 12 веке. Эта новая форма серебра была намного прочнее и универсальнее, и ее можно было использовать для создания новых типов предметов.
Обратите внимание еще раз на внутреннюю связь между серебром и деньгами: «фунт стерлингов», современная валюта Соединенного Королевства, буквально происходит от измерения одного фунта стерлингового серебра.
Открытие Нового Света (середина 15 века)
Традиционные источники серебра в Европе, такие как Гослар в Германии, были дополнены во второй половине 15 века открытием европейцами Нового Света. Его естественные значительные месторождения серебра были быстро разграблены испанскими конкистадорами и перевезены по всему миру для продажи.
После этого завоевания Центральная и Южная Америка, особенно районы, известные нам сейчас как Перу, Боливия, Чили и Аргентина, стали главными поставщиками серебра. Эти страны, с добавлением Мексики, продолжают оставаться в числе семи ведущих стран-производителей серебра в мире.
Интересно, что название «Аргентина» происходит от argentum, что, как мы знаем, на латыни означает серебро.
Высшая точка серебряного дела 16-18 века
Открытие новых источников серебра в Новом Свете и его последующий экспорт по всему миру привели к появлению нового поколения серебряников.
Начнем с того, что серебро по-прежнему экономно использовалось для изготовления украшений и мелких предметов религиозного назначения, как это было в средние века. Его также часто инкрустировали в декоративные предметы.
Однако, в течение этого периода спрос на большие серебряные изделия увеличился. Отчасти это было вызвано ростом уровня расходуемого богатства и желанием использовать материальные блага для отражения статуса.

Старинный серебряный Кубок в форме раковины (Мушельпокал)
Аугсбург, около 1650
Автор г. Ганс Отто (женат в 1639 – умер в 1678 г.)
Сохранились два подобных «Мушельпокал» Ганса Отто, один в Ландесмузее в Цюрихе (инв. No 456), а другой в Кремлевском музее в Москве (инв. No 1313). Другие модели той же формы были также сделаны ювелиром Иоганном Зойтером I из Аугсбурга.
Очень похожий кубок присутствует на нескольких натюрмортах художника Абрахама ван Бейерена (1621–1690), в том числе на тех, которые хранятся в музее Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме, датированные 1654 годом, или в Почетном легионе в Сан-Франциско, датированном 1666 годом.
Следуя примеру Людовика XIV, европейские монархи начали заказывать серебряные столы, подставки, зеркала, комоды, скамейки, канделябры, вазы, статуи, люстры и многое другое.
Они пытались подражать и конкурировать с массивной серебряной мебелью Людовика XIV в Версале, изготовленной мастерами Мануфактуры гобеленов, и в галерее Лувра.
Тем не менее, немногие предметы французской серебряной мебели конца 17-го и начала 18-го века сохранились. Это связано с тем, что Людовик XIV и Людовик XV издали несколько указов, которые требовали переплавки крупных слитков серебра для покрытия расходов, связанных с различными финансовыми кризисами.
Аналогичным образом были переплавлены несколько больших серебряных изделий из английской королевской коллекции. К счастью, серебряная посуда избежала этой участи из-за небольшого количества столовых приборов, тарелок, кувшинов и других предметов сервировки.
Известные производители антикварного серебра
В 18 веке появились одни из самых известных ювелиров всех времен. Среди них были Поль де Ламери, серебряные мастера Garrards, семья Бейтман, Пол Сторр и Пол Ревир.
Поль де Ламери (голландец, 1688-1751), назначенный серебряным мастером короля Англии Георга I, он был известен своими богато украшенными изделиями из серебра в стиле рококо. Эти изделия украшались гравировкой, рельефным и прикладным орнаментом в виде цветочных гирлянд, картушей и морских чудовищ.

Большая викторианская антикварная серебряная супница «Черепаха»
Клеймо Роберта Гаррард 1846 год. Продана за 30 000 долларов США на аукционе Christie’s в 2017 году.
В конце 18 века в Европе развился вкус к изысканным серебряным изделиям в неоклассическом стиле, отчасти как реакция на роскошь рококо.
Семья Бейтман (англ., ок. 1773 г.), в частности Эстер Бейтман, изготавливала элегантные серебряные предметы посуды, в которых умеренно использовались неоклассические мотивы такие, как тонкое бисероплетение и яркая гравировка.
Пол Сторр (1771–1844) — еще один знаменитый английский ювелир, который работал в модном неоклассическом стиле, создавая великолепные предметы посуды для английской знати и короля Георга IV.
Это движение от рококо к неоклассицизму дополнительно проиллюстрировано в работах серебряника Пола Ревира (американец, 1734–1818). До Войны за независимость Ревир в основном работал в стиле рококо, а после нее начал создавать более изысканные, неоклассические серебряные изделия.
Старинная серебряная посуда
Как показано в приведенных выше примерах, серебро в основном использовалось для изготовления изящных предметов посуды.
Мода на серебряную посуду возникла вместе со вкусом к изысканным блюдам. Изысканная кухня стала популярной среди французской элиты в конце 17-го и 18-го веков и вскоре была перенята в других странах Европы.
Время приема пищи было церемониальным событием, которое часто состояло из нескольких блюд, красиво подаваемых на прекрасных серебряных изделиях. Обилие серебра — тарелки разного размера, столовые приборы, соусники, подносы, центральные предметы и канделябры — было тщательно продуманной и великолепной демонстрацией статуса и богатства, предназначенной для того, чтобы произвести впечатление на гостей званого обеда.
С открытием Нового Света в европейские страны стали завозить новые продукты питания. Таким образом, для подачи этих новых блюд были созданы новые формы столового серебра.

Франция. Париж. 1806-1809 годы. Золотых дел мастер Luchaire Francois Joseph. Антикварный магазин Бульвар де Лис в Москве
Согласно экспертизе Государственного Исторического Музея, эта антикварная серебряная ваза имеет музейное, художественно-историческое значение.
Мастер-ювелир Luchaire виртуозно владел художественным репертуаром искусства классицизма и нарождающегося ампира, элегантно, с большим художественным вкусом соединил стилизованные пальметты, маскароны, птичьи головы, розетки, тончайшей работы рифленые полосы с полированной гладью благородного серебра.
Luchaire Francois Joseph — золотых дел мастер, ювелир, занимался производством серебряной посуды класса люкс. Клеймо зарегистрировано в 1806 году (Гарантийный номер: 876. Документы: Архив гарантийных номеров, Торговый альманах, 1805, 1806 г.).
Вековая ассоциация серебра со статусом сделала его подходящим для производства изысканной посуды. А антибактериальные свойства серебра сделали его незаменимым при изготовлении серебряных сервизов и столовых приборов.
Старинные серебряные кубки и трофеи
В Америке с конца 18-го и начала 19-го века серебро все чаще использовалось для изготовления презентационных сосудов, которые использовались для празднования гражданских и политических побед. Эти величественные предметы часто имели форму классических урн или чаш.
Это связано с прежней практикой в Америке награждать победителей спортивных соревнований серебряным кубком. Эти чаши часто были в неоклассическом стиле, поскольку акт вручения приза победителям возник в Древней Греции.

Антикварная серебряная ваза для презентаций в американском неоклассическом стиле, 1825 год, авторы Сидни Гардинер и Томас Флетчер. Музей Метрополитен
Одним из самых ранних примеров этих серебряных чаш с двумя ручками является Кубок Кипа, который был изготовлен Джесси Кипом, и подарен победителю скачек в Новой Англии в 1699 году. Кубок Стэнли, Кубок Америки и Кубок мира — это хорошо известные серебряные трофеи, которые произошли от этого раннего прототипа.
По сей день столовое серебро продолжает оставаться показателем успеха в спортивном мире.
Форма чаши, вызывающая ассоциации с успехом, в сочетании с дороговизной и ярким сияющим внешним видом серебра делают серебряную чашу весьма желанным призом.
Подъем промышленного производства старинного серебра (середина 18-го века — 19-й век)
В периоды, обсуждавшиеся до сих пор, серебро было исключительно прерогативой социальной элиты. Во многом это связано с тем, что серебро было дорогим сырьем, а также с тем, что было накладно нанимать обученных серебряников для изготовления изделий ручной работы.
Серебряные мастера до возникновения промышленности вручную обрабатывали листы серебра, используя молотки и другие инструменты, время от времени отжигая (нагревая, чтобы смягчить) его и постепенно придавая ему форму. Так изготавливались миски, тарелки, кувшины и другие подобные предметы. Части объекта, которые не могли быть изготовлены таким образом, например, ножки подсвечников, носики для чайников или кронштейны подносов, отливались отдельно. Затем эти отдельные части были соединены пайкой и клепкой. Этот процесс был трудоемким и требовал высококвалифицированной рабочей силы.

Антикварный серебряный сервиз Cailar Bayard & Cie. Антикварный магазин Бульвар де Лис в Москве
Однако, с развитием технологий в середине 18 века были изобретены машины, которые могли производить изделия из серебра быстро и с минимальными затратами, требуя лишь полуквалифицированной рабочей силы для наблюдения за процессом.
Серебряные предметы, созданные таким образом, можно было продавать по гораздо более низкой цене, чем когда-либо прежде. Впервые серебряные изделия могли приобрести средние классы, а не только дворянство и аристократия.
Серебряное покрытие
Промышленная революция привела к огромным изменениям в обществе, особенно в производстве серебряных изделий.
Одним из наиболее радикальных из этих изменений было изобретение процесса серебряного покрытия, при котором тонкий слой серебра можно было наносить на поверхность более дешевого металла. Это позволило создавать предметы, внешне похожие на серебро, но со значительно меньшими затратами.
Шеффилдская тарелка, произведенная в Шеффилде между 1760-1840 годами, была самой ранней формой серебряного покрытия.
Метод покрытия включает в себя сплавление тонких листов серебра с основным металлом, которым для Sheffield Plate была медь. Используя эту технику наслоения, компании смогли создать широкий ассортимент «посеребренных» предметов домашнего обихода, которые можно было продавать растущему среднему классу.

Подставка для бутылки в виде оружейного лафета в стиле второго рококо. Галерея Бульвар де Лис в Москве
Ажурный корпус антикварной подставки для бутылки отлит из шпиатра (знатоки называют этот сплав «белой бронзой») и покрыт глубоким серебрением, декоративные детали четко прорисованы и подчеркнуты дополнительным чернением.
Штамповочная машина
Производство столовых приборов в Шеффилде было еще более новаторским, поскольку это была одна из первых компаний, которая в полной мере использовала штамповочное оборудование. Эта технология появилась примерно в то же время, что и серебрение, и была столь же революционной по своему влиянию на производство серебряных изделий.
Машина, изобретенная Мэтью Боултоном и Джеймсом Уаттом, могла быстро и эффективно штамповать целые объекты. Эта техника частично подпитывала моду XIX века на столовые приборы сложной формы, сделанные из тонких листов серебра.
Бирмингемская мелкая посудная промышленность, то есть компании, занимающиеся такими предметами, как пряжки, значки и пуговицы, также начала использовать машины для штамповки форм, что сократило время, усилия и затраты, связанные с производством серебряных изделий.
Но в процессе быстрой индустриализации штамповочная машина вскоре была вытеснена паровой энергией и электричеством.
Гальваника и гальванопластика
Примерно после 1840 года метод серебрения Шеффилдской пластины был заменен методами гальванического покрытия, при которых серебро сплавляется с металлом (часто с никелем, более дешевой альтернативой меди) с использованием электричества, а не тепла.
В этом процессе, как правило, использовалось чистое серебро, а не стерлинговое (как в случае с плитой Шеффилд), но оно было нанесено очень тонким слоем и со временем изнашивалось. Этот метод производил даже более доступные изделия из серебра, чем Sheffield Plate.
Первый процесс гальванического покрытия был запатентован Джорджем Элкингтоном, который начал в 1841 году с одной фабрики на Ньюхолл-стрит в Ювелирном квартале в Бирмингеме, а к 1880 году нанял 1000 человек и имел 6 других фабрик.
Элкингтон производил широкий ассортимент серебряных предметов, от украшений до тарелок и столовых приборов. Такие компании, как Christofle et Cie из Парижа и Tiffany & Co из Нью-Йорка, также использовали этот метод гальванического покрытия, наряду с гальванопластикой, при котором процесс покрытия использовался для создания целых объектов.

Английское антикварное серебро, позолоченный поднос, гальванопластика XIX век, фирма Elkington & Co. Музей Метрополитен
В целом, в эпоху промышленности многие традиционные методы ручного производства были заменены машинным производством. Например, токарный станок с механическим приводом был введен для механической обработки и полировки серебряных изделий, что устранило необходимость в квалифицированном труде, который требовал времени, усилий и денег.
Изделия из серебра конца 19-начала 20 века
В ответ на индустриализацию движение «Искусства и ремесла» намеренно создавало серебряные изделия с полированной поверхностью, то есть на предметах были видны следы, оставленные молотком серебряного мастера.
Многие ювелиры верили в целостность и ценность изделий ручной работы, а не машинного производства.

Антикварный кувшин из серебра и граненого хрусталя, Чарльз Эдвардс, Лондон, 1900 г.
Серебро в 20-м и 21-м веках
Сегодня серебро используется в здравоохранении и медицине, поскольку соединения серебра убивают бактерии и грибки. Серебро также является ключом к технологическому прогрессу: более 30% серебра, производимого в современном мире, используется в фотоиндустрии, часто в форме нитрата серебра.
Кроме того, почти все электронные устройства, например, части кнопок включения/выключения телевизоров и осветительных приборов сделаны с использованием серебряных компонентов. Серебро также используется для очистки воды и в экологичных технологиях. Даже космический корабль НАСА «Магеллан» был оснащен кварцевыми плитками с серебряным покрытием.
Одновременно серебро по-прежнему ценится как роскошный материал, из которого можно создавать декоративные предметы, такие как изысканные изделия или украшения. Но для изготовления таких предметов вручную требуется большое мастерство и терпение.


Пара антикварных ваз из посеребренного металла на прямоугольной деревянной основе — Jean Després. Около 1970 г.
