В 1688 году Людовик XIV начал первую дипломатическую политику, которая привела к серии интеллектуальных и художественных обменов между Францией и Китаем. При его правлении развился французский вкус к «лашину» или «лачинажу». Это влечение к Китаю только возросло в восемнадцатом веке при правлении его преемников на так называемом «шинуазри», которое отражает фантазийный вкус к Востоку и его экзотике. Таким образом, возникла мода коллекционирования китайских художественных произведений, таких как фарфор, шелк, а также лакированная мебель.
Лакированная мебель из Китая: прочные и водонепроницаемые модели
Китайский лак происходит из смолы, извлеченной через разрез коры дерева семейства токсикодендронов, называемого лейкером или Rhus vernicifera или verniciflua — называемое Qi на китайском языке, что означает «лаковое дерево».

Китайский лак наносится слоями на тонкие листы древесины. Таким образом, образуется твердый слой, который формируется при высоких температурах, а затем скульптурируется для получения рельефа, более или менее глубокого в соответствии с желаемой визуализацией. Затем пустоты заполняются слоями лака другого цвета или такими материалами, как перламутр или слоновая кость.
Цвет получается путем смешивания лака с пигментами, что придает ему богатую палитру цветов: черный, желтый, белый, красный, коричневый и синий. Лак может наноситься на разные поверхности, такие как дерево, бамбук, пальмовые листья, кожа или металл. Китайский лак является одним из самых прочных и водонепроницаемых из когда-либо созданных человеком. Он устойчив к древесным жучкам и сохраняет свою гибкость в любых условиях.
История происхождения
Превращение лака в художественное произведение обычно приписывают Японии. Верно сказать, что японцы довели материал до высочайшего уровня качества, но действительно более 3000 лет назад лак появился в Китае, а затем эта техника постепенно распространилась по всей Юго-Восточной Азии.
Неизвестно, в какое время в Европе появились первые лаки с Дальнего Востока. Что касается керамики, большая мода на лаки началась в конце шестнадцатого века с ростом голландских и английских компаний. Первые европейские путешественники были в восторге от блеска и прочности предметов, покрытых лаком.
Изделия, импортируемые из Китая, оказывали огромное влияние на европейское художественное производство, как в области технологий, так и в области мебели. Не заботясь о символах, которые они представляют, краснодеревщики вдохновляются восточными мотивами, оригинальность которых они ценят, чтобы сделать новые украшения. Во Франции сложился стиль «шинуазери», который затем распространился по всей Европе.

Китайская лаковая мебель европейской формы находится на пике во второй половине восемнадцатого века и до первых лет девятнадцатого века.
Бюро и секретеры, bonheurs-du-jour (столы Счастье дня), шкафы, комоды и журнальные столики изготавливаются под влиянием книг и иллюстраций, привезенных из Китая.
Старинная мебель приобретает редкую элегантность, благодаря золотому декору на черном фоне. Очень большое количество комодов Людовика XV с первых лет восемнадцатого века имеют на фасаде китайские панно, украшенные различными растениями между которыми летают птицы. Вертикальные панели с подобными композициями часто встраиваются горизонтально на фасад комодов Людовика XV. Именно такого рода панели чаще всего копируют парижские лакировщики.

Франсуа Рюбестюк attr. антикварный секретер в лаке Китая, период Людовика XV, Галерея Бергер © Античный магазин
Различные виды лаков были сделаны в восемнадцатом веке в Китае: резной красный лак киновари под названием пекинский лак, который, по-видимому, был зарезервирован для государей и не экспортировался в Европу, цветной лак, называемый кожаный лак, и прочие.

Антикварный комод из китайского лака, около 1750 г., период Людовика XV, Античность Оливье Альберто © Античный магазин
Наконец, есть лак под названием «Coromandel», обозначаемый китайским термином «ke hui», что буквально означает «надрезанный пепел». Во Франции его тогда называли «Коромандельский лак». Техника, известная как Коромандел, заключается в гравировке поверхности, полученной после всего лакирования, путем удаления материала с помощью крючка. Таким образом, он позволяет избежать риска накипи, даже микроскопической. Его название, данное англичанами, происходит от торгового поста Ост-Индской компании — на восточном побережье Индии — через который проходят предметы, изготовленные в Китае.
Готовые лаковые панели в основном производятся в провинции Хэнань к юго-западу от Пекина. Став объектом экспорта, они разрезались на более мелкие панели для украшения комодов.
Краснодеревщики, которые специализировались на лаковой мебели из Китая в восемнадцатом веке
Жак Дюбуа
Жак Дюбуа (около 1693-1763) получил степень магистра 5 сентября 1742 года. Один из величайших парижских краснодеревщиков правления Людовика XV.
Он получает степень магистра в уже довольно преклонном возрасте и добивается известности в своей мастерской на улице Шарантон. У него был свой собственный мебельный магазин, который обслуживал французскую клиентуру, а также работал на экспорт, особенно в Россию.
Он также работал на купца и краснодеревщика Пьер Миджона. На нескольких комодах и столах Дюбуа мы находим печать Миджона рядом с более скрытой маркой краснодеревщика.
Как и его современники, Жак Дюбуа сделал много классической мебели в стиле Людовика XV. Кроме того, он стремится создавать настоящие шедевры в собственном стиле, который быстро прозвали «стилем Дюбуа».
Бронзовым инкрустациям отводится почетное место в работах Дюбуа.
Пьер Макре
Пьер Макре (1727-1796) получил степень магистра в 1758 году.
Краснодеревщик правления Людовика XV Пьер Макре изготовил множество комодов, бюро и туалетных столиков на своей фабрики на улице Сен-Никола. В то же время он владеет магазином на улице Сент-Оноре напротив Академии музыки.
В 1756 году он получил патент «купца-краснодеревщика королевского привилегированного двора». С 1765 по 1771 год он выполнил много заказов для Menus-Plaisirs. Он также снабжал купцов, таких как Лазар Дюво.
Для его аккуратных работ характерны шпоны разных типов и разные виды инкрустаций. Часть его мебели также состоит из лаковых панелей из Китая или Японии.
Среди его самых красивых работ выделяется комод Людовика XV, украшенный пейзажами и анимированными сценами в китайском лаке, украшенный бронзой.
Франсуа Рюбестюк
Франсуа Рюбестюк (около 1722-1785) получил степень магистра 7 мая 1766 года.
Он прославился мебелью из европейского лака с китайским декором, таким как озерные пейзажи, состоящие из пагод и персонажей. Рюберстюк также создает декоративную мебель на черном или красном фоне.