Старинная антикварная живопись. Военный портрет в 18-ом веке

В восемнадцатом веке портрет стал одним из основных жанров живописи, оттеснив жанр исторической живописи на второй план. Портреты, отражающие величие персоны и его личность, стали очень популярны. Эта тенденция наблюдается и в военном портрете того времени.

История возникновения

Военный портрет – это особый жанр, появившийся в шестнадцатом веке и развившийся в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Этот тип художественного представления смешивает портретную живопись и историческую живопись.

Портрет – жанр, присутствующий с древности, и атрибут власти для великих людей. Портретист чаще всего создавал работы по заказу, представляя знатного заказчика во всей красе.

Портретные картины сначала прославляли могущественных людей, но со временем буржуазия получила доступ к этому искусству и регулярно изображалась на картинах.

Придворный портрет действительно получил свое развитие в шестнадцатом веке под влиянием итальянских живописцев, таких как Джорджоне или Тициан, а в Англии благодаря Антуну Ван Дейку.

В восемнадцатом веке многие художники специализировались на портретной живописи, особенно для представления знати королевства. Именно в восемнадцатом веке портретная живопись познает свой золотой век.

Военный портрет также находится под влиянием истории и военной живописи, главных героев которой он представляет. Историческая живопись вдохновлена различными сценами из древней, христианской или современной истории. В семнадцатом веке военный портрет считается основным жанром в иерархии жанров в живописи, но теряет свою гегемонию в конце восемнадцатого века в пользу портретной живописи.

Военный портрет, вдохновленный великими сражениями, позволяет изобразить дворянина воином. Великая историческая живопись достигла своего пика во время правления Людовика XIV с изображениями Шарля Лебрена или Ван дер Меулена. Эпоха галантности и легкомыслия, вызванная правлением Людовика XV, а затем Людовика XVI, оттеснила историческую живопись на второе место.

Купить антикварную старинную картину масло в раме 18 19 века в Москве
Битва при Клавихо, восемнадцатый век

Характеристики военного портрета

С шестнадцатого по восемнадцатый век традиции военного портрета практически не меняются. Персонажи изображены в доспехах, в сверкающей и богато украшенной военной одежде. В композицию иногда добавляются военные атрибуты, такие, как шлем, меч или военные медали. Фон картины может быть темного цвета, также фоном может служит поле боя. Взрослые не единственные, кто представлен в военной одежде. Дети королевской семьи также могут быть изображены, как воины, хотя это встречается реже.

Купить антикварную старинную картину портрет в раме 18 19 века в Москве
Мастерская Гиацинта Риго, Портрет маршала де Ноай, Французская школа семнадцатого века
Портрет мужчины в нагрудном знаке - Антураж Калре Ван Лоо
Портрет человека в кирасе, Французская школа восемнадцатого века

Короли привыкли быть представленными в коронационной одежде и военной одежде, чтобы представлять свою королевскую власть. В коронационной одежде статус короля, как полководца, символизирует меч, который он с гордостью носит. Эта официальная портретная модель была представлена Людовиком XIV в 1701 году в его портрете в королевском костюме, заказанном для его внука короля Испании Филиппа V.

Он изображен в величии, в окружении всех символов королевской власти и перед красной драпировкой в комнате Версаля. Постановка этого портрета показывает власть короля над своими подданными, как религиозного лидера (символизируемого пальто fleurdelisé, отороченного горностаем) и военачальника (символизируемого мечом).

Людовик XIV — Гиацинт Риго
Гиацинт Риго, Людовик XIV в коронационном платье, 1701, HST, Лувр (без роялти)

До конца старого режима монархи изображались в доспехах перед полем боя или в интерьере. Людовик XIV и Людовик XV регулярно представлены в доспехах, одетые в синее пальто fleurdelisé, что является символом их военной мощи.

Мода на пастель в восемнадцатом веке сказалась и на военном портрете. Людовик XV был изображен в доспехах Морисом Квентином де Ла Туром в 1748 году в великолепной пастели, сохранившейся в Лувре.

Людовик XV - Морис Квентен де Ла Тур
Морис Квентин де Ла Тур, Портрет Людовика XV, 1748,
пастель на серо-голубой бумаге, Лувр

Существует очень мало военных портретов Людовика XVI, который участвовал в совсем небольшом количестве военных актов во время своего правления. Основная война, которую вел Людовик XVI, шла далеко от Франции, в США.

Действительно, Франция под командованием Людовика XVI вступила в бой против Англии и послала морские и сухопутные войска в Америку для поддержки восстания. Это главный конфликт, известный во время правления Людовика XVI, который стремился обеспечить мир, а не быть королем-воином, как его предшественники.

Поэтому картины, изображающие Людовика XVI в доспехах военачальника, очень малочисленны. Одним из немногих известных примеров является конный портрет Людовика XVI в доспехах. Это масло на холсте, выставленное в Малых апартаментах Версальского дворца, изображает триумфального короля. Эта картина находится в полной оппозиции к скромности Людовика XVI, который даже отказался изображаться с лавровым венком на валюте, созданной после победы в американской войне за независимость.

Купить антикварную старинную картину жанровая сцена в раме 18 19 века в Москве
Неизвестный, Конный портрет Людовика XVI в доспехах, увенчанный лавровым венком победителя,
вторая половина Версальского дворца восемнадцатого века ©

Известные художники военного портрета

Многие известные живописцы посвящают себя военной портретной живописи. Произведения, предназначенные для королевской семьи или знати, создаются величайшими художниками своего времени. Они рисуют всевозможные картины, изображающие королевскую семью, а также военные портреты.

Гиацинт Риго (1659-1743)

Гиацинт Риго — французский художник, специализирующийся на портретной живописи.

Он начал изучать живопись в студии Антуана Ранка в Монпелье в 1671 году и переехал в Лион четыре года спустя. В 1681 году он отправился в Париж и выиграл Римскую премию в 1682 году. В 1700 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры. Гиацинт Риго известен своими многочисленными портретами, заказанными династией Бурбонов между 1680 и 1740 годами.

Риго также создавал частные портреты дворян и буржуа из разных стран Европы. Этого художника особенно ценят за его портреты, прекрасно передающие статус и величество персоны, а также за портретное сходство лиц. Наконец, творения этого живописца примечательны идеальной обработкой тканей под светом. Его картины военных портретов выставлены во многих музеях, включая Лувр, Национальный музей Прадо и Музей Риго в Перпиньяне.

Портрет Филиппа II, герцога Шартрского - Гиацинт Риго
Гиацинт Риго, Портрет Филиппа II, герцога Шартрского, 1689, HST, Рижоский музей (без роялти)
Портрет Людовика XIV - Гиацинт Риго
Гиацинт Риго, Портрет Людовика XIV, 1701, Национальный © музей Прадо

Жан Ранк (1674-1735)

Жан Ранк — французский художник портретист. Его отец Антуан Ранк — художник, чья слава распространяется на Монпелье и его регион. Он обучал молодых художников из этого региона, включая Гиацинта Риго с 1671 года и своего собственного сына Жана Ранка. Он переехал в Париж в 1696 году и поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры в 1703 году в качестве портретиста. Жан Ранк тогда написал много портретов для парижской буржуазии. Он прибыл в Мадрид в 1722 году по просьбе короля Филиппа V, чтобы изобразить Бурбонов Испании. Портрет Людовика XIV в доспехах, написанный Гиацинтом Риго и Жаном Ранком в 1694 году, хранится в наши дни в Брюнсвике.

Портрет Людовика XIV - Риго и Ранк
Гиацинт Риго и Жан Ранк, Портрет Людовика XIV, 1694, Музей
© Герцога Антона Ульриха, Брюнсвик

Жозеф-Сиффрейн Дюплесси (1725-1802)

Жозеф-Сиффрейн Дюплесси — французский художник и портретист. Он учился живописи у своего отца и художника Жозефа Имберта и в 1744 году присоединился к студии Пьера Сублейраса в Риме. Вернувшись во Францию, он решил поселиться в Париже в 1752 году и был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в 1774 году. Его портреты тогда высоко ценились парижскими дворянами и буржуа за сходство и выразительность. Именно в 1777 году Жозеф-Сиффрейн Дюплесси получил признание, благодаря выдающемуся портрету Людовика XVI в коронационном костюме, которым сегодня можно любоваться в музее Carnavalet в Париже. Годом ранее Дюплесси уже изображал Людовика XVI на восхитительном и очень похожем военном портрете. Этот портрет хранится в Версальском дворце.

Людовик XVI — Жозеф Сиффрейн-Дюплесси
Жозеф Сиффрейн-Дюплесси, Людовик XVI в коронационном платье, 1777, Музей Карнавале
Людовик XVI - Жозеф Сиффрейн-Дюплесси - Версаль
Жозеф Сиффрейн-Дюплесси, Людовик XVI, 1776, Версальский дворец

Шарль-Андре ван Лоо (известный как Карл ван Лоо) (1705-1765)

Шарль-Андре ван Лоо — французский художник голландского происхождения, принадлежащий к династии художников ван Лоо. Сначала он изучал живопись в Риме у Бенедетто Лути, а затем вернулся в Париж в 1719 году, где попробовал свои силы в религиозной живописи.

Он выиграл Римскую премию в 1724 году и отправился учиться в Академию Франции в Риме, где он учился 5 лет и стал известен своими потолочными росписями trompe-l’oeil. Вернувшись в Париж в 1734 году, он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры в 1735 году и был признан художником-историком.

Карьера ван Лоо развивалась очень быстро, пока он не стал первым художником короля в 1762 году. Он работал, в частности, для королевской семьи, а также для богатых знатных людей и для церкви, для которой он создал много картин.

Карл ван Лоо известен своими историческими картинами, а также своими портретами. Портрет Людовика XV в доспехах, написанный этим талантливым живописцем, хранится в Музее изящных искусств в Дижоне.

Людовик XV в доспехах - Карл ван Лоо
Карл ван Лоо, Людовик XV в доспехах, 1750, Музей ©изящных искусств Дижона

Луи-Мишель ван Лоо (1707-1771)

Луи-Мишель ван Лоо был французским художником голландского происхождения, принадлежащим к династии ван Лоо. Он учился живописи у своего отца Жана-Батиста ван Лоо в Италии прежде, чем выиграть Римскую премию в 1725 году. Он учился также в Риме с 1727 по 1732 год у своего дяди Карла ван Лоо, а затем переехал в Испанию, где стал официальным портретистом Филиппа V после Жана Ранка.

В традиции Гиацинта Риго его парадные портреты изображают величие персонажа. Однако он также интересуется психологической проработкой и прекрасно отражает личность заказчика. Луи-Мишель ван Лоо написал несколько военных портретов. Он также известен своим официальным портретом Людовика XVI в коронационном костюме, хранящемся в Версальском дворце. В традиции коронационных портретов Гиацинта Риго Луи-Мишель ван Лоо представляет Людовика XVI в величии, но его лицо прекрасно отражает его личность.

Коронация Людовика XV - Луи Мишель Ван Лоо
Луи-Мишель Ван Лоо, Людовик XV в коронационной одежде, около 1760 года, Версальский дворец

Морис Квентин Делатур (известный, как Морис Квентин де Ла Тур) (1704-1788)

Морис Квентин Делату — французский пастелист, специализирующийся на портретах. Он учился живописи у Клода Дюпуа в Академии Сен-Люк с 1719 по 1722 год. Но именно в 1723 году его ученичество действительно началось с художника Жан-Жака Споэда.

Морис Квентин де Ла Тур тренировался в одиночку в пастели, техника, которую снова очень ценили в восемнадцатом веке. Его талант был признан всеми в 1735 году после написания великолепного портрета Вольтера пастелью. Его слава так выросла, что художник делает множество портретов для царской семьи, аристократии и крупной буржуазии.

Он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в 1746 году и стал художником короля в 1750 году. Он получил прозвище «князь пастельистов» и хотел сделать пастель доминирующей техникой портретной живописи. Однако, его план терпит неудачу, в частности, из-за большой хрупкости пастели, которую художнику не удается сделать такой же прочной, как масляная живопись.

Портреты Мориса Квентина де Ла Тура высоко ценятся за гибкое портретное сходство и идеальную транскрипцию личности заказчика.

Морис Квентин де Ла Тур создал множество военных портретов, в том числе портрет Людовика XV в доспехах, хранящийся в Лувре. На этой работе мы можем увидеть совершенное мастерство пастельного портрета Квентина де Ла Тура.

Запросить цену