Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.

Купить старинную антикварную мебель, журнальный столик маркетри Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве

26 декабря 1895 года предприимчивый торговец произведениями искусства по имени Зигфрид Бинг открыл новую галерею на улице Прованс в Париже.

Унаследовав семейный бизнес, Бинг посвятил свою карьеру покупке и продаже французского фарфора. В 1870-х годах он начал интересоваться японскими гравюрами, керамикой и предметами искусства, которые он импортировал и продавал на быстро растущем рынке. К 1895 году бизнес процветал, и Бингу нужно было где-то выставить свою прекрасную коллекцию.

Он назвал свою галерею «Maison de l’Art Nouveau», как праздник всего нового и новаторского в искусстве. Невольно, маленькая галерея Бинга, открытая и управляемая в течение 10 лет, дала название новому, современному стилю в декоративном искусстве, начинающему появляться в Европе и Америке: арт-нуво, что буквально означает «новое искусство».

Когда был период арт-нуво?

Стиль арт-нуво процветал в период с 1890 по 1914 год; период великих социальных потрясений во всем мире. Это был век самолетов, пароходов, океанских лайнеров, телекоммуникаций, электричества, движущегося кино, массовой промышленности, урбанизации, секуляризации и демократизации. Скорость перемен была пугающей.

Art Nouveau появился, чтобы отразить это, предприняв сознательную попытку вырваться из ограничений прошлого. Это было действительно современное движение, стремившееся продвигаться вперед, прославляя новое и не останавливаясь на старом.

Это движение было особенно резонансным, учитывая, что большая часть искусства 19-го века до этого момента не была сознательно исторической, то есть была связана с попыткой воскресить формы классической Греции и Рима. 

Таким образом, было закономерно, что высшая точка арт-нуво пришлась на, возможно, самое большое празднование современности в мире: Всемирную выставку в Париже в 1900 году. 

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Вход на Всемирную выставку в Париже 1900 года. Жюль Бине.

Exposition Universelle, или Всемирная выставка, дала дизайнерам и технологам возможность продемонстрировать свои самые инновационные работы. Париж в 1900 году был известен тем, что стал первым местом, где демонстрировался движущийся эскалатор, а также говорящий фильм.

На выставке чувствовалось волнение по поводу грядущего века, и именно в этом климате процветал стиль арт-нуво (модерн). Более 50 миллионов посетителей стекались в Париж, чтобы увидеть причудливую, инновационную архитектуру и искусство, созданные ведущими дизайнерами в стиле модерн того времени.

Несмотря на бурный расцвет на рубеже 20-го века, арт-нуво не просуществовал долго. Начало Первой мировой войны в 1914 году привело к упадку художественного производства, и к концу войны модерн был в значительной степени забыт.

В 1920-х и 1930-х годах зародились новые художественные и архитектурные движения, в том числе арт-деко, баухаус и модернизм, которые в значительной степени заменили арт-нуво в качестве преобладающего стиля дизайна на Западе.

Как выглядел стиль Арт-нуво?

Движение в стиле модерн черпало вдохновение у природы для создания инновационных современных дизайнов. Как стиль, он использовался в широком спектре искусств, и, в отличие от традиционного разделения ремесел, художники в стиле модерн часто работали в этих разных жанрах.

Линия была очень важна в дизайне арт-нуво. Будь то в живописи или в изготовлении мебели, очертания изображений и предметов занимали центральное место в эстетике модерна.

Эти очертания чаще всего принимали форму длинных плавных кривых, вдохновленных естественными формами, такими как изгибы ветвей деревьев, стеблей цветов, береговой линии и женского тела.

Эти вдохновленные природой линии иногда называют «линиями хлыста»: подобно форме, которую принимает хлыст, когда его щелкают, изгибы внезапны и остры — совершенно не похожи на нежные завитки, скажем, в стиле рококо.

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Jiron de la Union, Лима, Перу, фасад в стиле Арт-нуво 1905 года.

Помимо линии, художников модерна интересовал и цвет . Опять же, здесь влияние имеют сильные цвета японского искусства: дизайнеров в стиле модерн интересовало не столько взаимодействие света и тени, сколько яркие, интенсивные цвета, создаваемые миром природы.

Как стиль арт-нуво повлиял на мебель и дизайн интерьера?

Дизайн интерьера в стиле модерн был тесно связан с архитектурой в стиле модерн, и во многих случаях архитектор здания также отвечал за все его внутреннее убранство и обстановку.

Купить антикварный журнальный столик арт нуво маркетри Galle Галле в Москве
антикварный журнальный столик арт нуво маркетри
Антикварный стол Арт-нуво Маркетри. Школа Нанси. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве. Год производства: 1900-1910 гг.

Этот двухуровневый антикварный журнальный столик Арт-нуво светлых пород дерева (орех, береза, липа) на изящных гнутых ножках имеет две столешницы, поверхности которых декорированы стилизованным изображением цветов в технике маркетри.

Старинный столик маркетри отражает каноны школы Нанси — декоративно-прикладные традиции изготовлении антикварной мебели в стиле Арт нуво и предметов интерьера, которые возникли и просуществовали первую треть ХХ века в этом городе под влиянием Эмиля Галле и Луи Мажореля, двух известнейших имен эпохи Арт нуво.

В целом, интерьеры в стиле арт-нуво легко узнать по паркету, цветочным обоям и витражам.

Купить старинную антикварную мебель, журнальный столик маркетри Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная мебель в стиле арт-нуво работы Луи Мажореля в Музее Школы Нанси. © через Wikimedia Commons

Луи Мажорель был самым известным дизайнером и мебельщиком эпохи арт-нуво: его мебель, конечно же, характеризовалась изогнутыми линиями. Эта спальня была полностью спроектирована и построена Мажорелем.

Мебель в стиле модерн также можно узнать по использованию экзотических пород дерева и  маркетри.

В частности, это касалось дизайна мебели знаменитых мастеров Карло Бугатти (итальянец, 1856–1940) и Эдуарда Колонна (немец, 1862–1948), оба из которых выставлялись в Maison de l’Art Nouveau Зигфрида Бинга .

Как стиль Арт-нуво повлиял на декоративно-прикладное искусство?

Философия арт-нуво считала декоративное искусство не менее важным, чем изобразительное искусство живописи и скульптуры. Многие из самых новаторских произведений искусства в стиле модерн были не картинами, а вазами, лампами и другими предметами интерьера.

Старинная антикварная фарфоровая статуэтка Royal Dux Bohemia в стиле арт, деко, бисквитный фарфор
Ваза Арт-нуво «Рождение Сильфиды» Royal Dux. Бисквитный фарфор. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве.

Ваза в стиле Арт-нуво изображает миниатюрную девушку, лежащую на яйце с веточкой ландыша: согласно мифам, миниатюрные феи (сильфы и сильфиды) вылуплялись из совиных яиц.

Общий стиль выполнения этой антикварной вазы из бисквитного фарфора говорит о принадлежности этого изделия к периоду художественного руководства фабрикой Алоиса Гампела.

Duxer Porzellanmanufaktur, или Фарфоровая мануфактура Dux, была основана в 1860 году Эдуардом Эйхлером в тогдашнем Духове, Богемия. Производимые высококачественные керамические и фарфоровые фигурки теперь обычно называют сокращенным названием «Royal Dux».

Клеймо в тесте на розовом треугольнике: Royal Dux Bohemia с литерой «E» (маркировка до 1918 года).

Эталоном производства декоративно-прикладного искусства в Европе была французская школа Нанси, возглавляемая Луи Мажорелем, которая была сформирована, как коллектив ремесленников и дизайнеров. Точно так же Wiener Werkstatte (Венская мастерская) стала центром ремесленников в Вене, Австрия.

Действительно, коллективное и совместное производство было основной чертой периода арт-нуво: одной из заявленных целей Ecole de Nancy было создание тотального художественного стиля, основанного на гармонии между всеми видами искусства: декоративно-прикладным искусством, мебелью, архитектурой и изобразительным искусством. искусства.

В Великобритании важным центром декоративного искусства в стиле модерн была лондонская Liberty & Co., которой руководил Артур Либерти.

Магазин, ныне известный универмаг на лондонской Риджент-стрит, представил новые украшения в стиле модерн, многие из которых были созданы главным дизайнером магазина Арчибальдом Ноксом. Свобода стала настолько влиятельной в Европе, что итальянцы часто называли стиль арт-нуво стилем свободы .

В то время как Нокс стал важным дизайнером изделий из серебра в стиле модерн в Лондоне, другие ювелиры по всей Европе также переняли этот стиль в своих проектах, например, WMF в Германии и Георг Йенсен в Дании.

Купить старинную антикварную вазу в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная ваза для конфет и печенья в стиле арт-нуво. WMF 1890-1919 годы.
Купить старинную антикварную вазу в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная ваза из керамики в стиле арт-нуво, Австрия, 1905 год, Юлиус Дресслер.

Стекло в стиле арт-нуво.

Как материал, стекло заключало в себе все, что было в стиле модерн, поскольку ему можно было легко придать форму, напоминающую естественные природные мотивы, и для его производства требовалось значительное количество индивидуального мастерства.

Купить старинную антикварную вазу Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная ваза Галле (Galle) в стиле Арт-нуво, 1900-1910. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве.

Согласно подписи и общей стилистике, эта антикварная 44 сантиметровая ваза Галле из матового многослойного цветного стекла в традиционной для арт-нуво форме, украшенная цветочным рисунком, была изготовлена в мастерских Эмиля Галле в городе Нанси. Основной декоративный мотив — листья и соцветия зонтичного растения.

Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878, Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма.

Галле пользовался техникой «лунного света» (подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня.

Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых.

Кроме того, в период развития арт-нуво были разработаны новые методы окраски и кислотного травления стекла, что позволило наносить на поверхность изделий широкий спектр цветов и украшений. Витражи были настолько тесно связаны с периодом модерна, что украшали окна почти каждого здания, вдохновленного модерном на рубеже веков.

Купить старинную антикварную вазу Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве
Антикварный кубок в стиле арт-нуво, серебро, эмаль. Eugene Feuillatre.

Воодушевленные развитием этих техник, а также появлением электрического освещения, стеклодувы в стиле арт-нуво ухватились за лампу и быстро превратили ее в культовый объект.

Стеклянная лампа Тиффани была классическим произведением в стиле модерн. Разработанная американским художником Луи Комфортом Тиффани, который также создавал окна для  Maison de l’Art Nouveau Бинга , форма лампы была вдохновлена ​​​​формой гриба, а абажур из витража украшен красочными цветочными мотивами.

Купить старинную антикварную вазу в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная настольная лампа арт-нуво Тиффани с витражным абажуром, украшенным мотивами стрекоз.
Купить старинную антикварную вазу Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве
Антикварная настольная лампа Cameo Glass арт-нуво Эмиль Галле с цветочными мотивами, 1900 год.

В Европе стеклянные лампы в стиле арт-нуво от таких производителей, как Эмиль Галле (Galle) и Даум, блистали разнообразием природных цветов, павлиньих перьев, побегов и птиц.

Как стиль арт-нуво повлиял на архитектуру?

Архитектура в стиле модерн зародилась в Бельгии в 1894 году с возведением отеля Tassel в Брюсселе, спроектированным выдающимся архитектором в стиле модерн Виктором Орта. Орта создавал каждую деталь здания, вплоть до дверных ручек, и использовал изогнутые формы растений во всем здании.

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Отель Tassel в Брюсселе
Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Барселона, старая гидроэлектростанция в Каталонии, 1906 год. Архитектор Arnau Calvet Peyronill

Изогнутые линии, известные как гиперболы и параболы, были преобладающими чертами архитектуры в стиле модерн. Гиперболы и параболы — это архитектурные термины для изогнутых или куполообразных элементов конструкции. Учитывая увлечение арт-нуво изогнутыми формами, неудивительно, что они были включены в дизайн зданий.

Однако, в отличие от зданий периодов барокко или рококо, изогнутые формы были не просто декоративными украшениями, а неотъемлемой частью несущей конструкции здания.

Купить старинную антикварную мебель, журнальный столик маркетри Галле Galle в стиле арт-нуво в Москве
Интерьер в стиле арт-нуво Bar El Federal, Carlos Calvo 599, Буэнос-Айрес, Аргентина. Основан в 1864 году.

В Великобритании, например, самым известным зданием периода модерна является Школа искусств Глазго, спроектированная одним из корифеев движения, архитектором, художником и мебельщиком Чарльзом Ренни Макинтошем. 

фасад школы искусств чарльза ренни макинтош глазго
Фасад Школы искусств в стиле арт-нуво Глазго Чарльза Ренни Макинтоша. © через Викисклад

Еще одним важным аспектом архитектуры в стиле модерн было использование керамических украшений на фасадах зданий. Их можно было увидеть, например, на вилле Мажорель в Нанси, спроектированной французским архитектором Анри Соважем для важного эбениста в стиле модерн, Луи Мажореля.

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Фасад здания в стиле арт-нуво по адресу Louis Bertrand Avenue 43, Schaerbeek, Брюссель.

Хотя здания в Брюсселе, Глазго и Нанси оказали влияние на развитие стиля модерн, именно в Париже влияние архитектуры модерн можно наблюдать чаще всего.

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Антикварный домофон в стиле арт-нуво на въезде в Casa Mariano Pau, Барселона — Арагона, 1904 год.

Мы уже видели парадный вход на Всемирную выставку в Париже, спроектированный архитектором Рене Бине, но именно в 7-м округе Парижа находится самая высокая концентрация зданий в стиле модерн. Они были спроектированы архитектором Жюлем Лавриоттом и изготовлены в сотрудничестве с известными производителями керамики, такими как Александр Биго.

Однако, пожалуй, самыми знаковыми произведениями парижской архитектуры в стиле модерн являются входы в парижское метро, ​​спроектированные архитектором Гектором Гимаром.

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Вход на станцию ​​метро Porte Dauphine в 16-м округе Парижа, часть системы метро конца 19 века, спроектированной архитектором в стиле модерн Гектором Гимаром

Как выглядели украшения в стиле модерн?

Ювелирные изделия в стиле модерн сегодня пользуются особым спросом и являются предметом коллекционирования. Что отличало украшения в стиле модерн, так это то, что, в отличие от украшений прошлого, они представили более широкий диапазон форм и материалов.

Ювелирные изделия прошлого очень часто предназначались просто для демонстрации бриллиантов. В украшениях в стиле модерн главными чертами дизайна были орнаменты, стрекозы, крылья и, конечно же, изогнутые линии, а также такие материалы, как стекло, эмаль, агат, опал и жемчуг.

Tiffany’s была самой известной ювелирной мастерской в Нью-Йорке на протяжении большей части 20-го века, и в немалой степени это было благодаря его вдохновленному арт-нуво директору Луи Комфорт Тиффани.

Во Франции дизайнеры ювелирных украшений, такие как Жорж Фуке, Луи Окок и его ученик Рене Лалик, создавали прекрасные украшения из целого ряда инновационных дизайнов и материалов.

брошь rene lalique с женщиной
Антикварная брошь в стиле арт-нуво с изображением женщины от Рене Лалик. © через Wikimedia Commons

Рене Лалик, например, объединил ремесла стекольного и ювелирного дела, добившись совершенства в обоих. Большая часть его украшений содержала стеклянные элементы, а точность и деликатность, которым он научился в ювелирном деле, он применил в своей карьере производителя хрусталя. 

Антиквариат в стиле Арт-нуво или Модерн. История и примеры.
Антикварная подвеска-булавка в стиле арт-нуво, золото, эмаль, бриллианты. Около 1900 года.

Как стиль модерн повлиял на живопись и иллюстрацию?

На самом деле арт-нуво был известен тем, что сделал графику и иллюстрацию более популярными, чем живопись, в основном из-за того, что иллюстраторы арт-нуво использовали технику цветной литографии, которая переживает возрождение с 1870-х годов.

Тем не менее, несколько важных художников того периода были вдохновлены идеями арт-нуво. Из них самым знаменитым был австрийский художник Густав Климт.

Климт был особенно известен своими абстрактными изображениями женских фигур и силуэтов, классической чертой дизайна в стиле модерн.

Wasserschlangen II Freudinnen Густав Климт
Антикварная картина ‘Wasserschlangen II (Freundinnen)’ (1904) холст, масло. Густава Климт.

Женские фигуры были интересны художникам и иллюстраторам арт-нуво, поскольку позволяли им играть с изогнутыми извилистыми линиями, столь характерными для этого стиля. Действительно, на многих иллюстрациях в стиле модерн женская фигура абстрактна и двухмерна, что создает больший акцент на контуре и форме. Во многих случаях эффект слегка эротический.

Среди известных иллюстраторов периода, вдохновленного модерном, были Обри Бердслей в Великобритании, Уилл Брэдли в Америке, Анри де Тулуз-Лотрек во Франции и Альфонс Муха в Богемии.

Через Ла-Манш иллюстратор Анри де Тулуз-Лотрек произвел фурор в Париже своими роскошными, юмористическими и часто эротическими рекламными плакатами, которые расклеивались по всему Парижу.

Ле фотограф Сеско, рекламный плакат Анри де Тулуз-Лотрека
«Фотограф Сеско» (1894 г.), антикварный рекламный плакат Анри де Тулуз-Лотрека. 

Точно так же плакаты чешского иллюстратора Альфонса Мухи стали синонимом периода модерна. Как и Тулуз-Лотрек, плакаты Мухи использовали в качестве основных мотивов женские фигуры, часто окруженные гирляндами цветов и окрашенные в растительные коричневые и зеленые оттенки.

Где был популярен Арт-нуво и под какими именами он существовал?

Хотя Франция во многом была центром модерна, этот стиль был популярен во всей Европе и западном мире, и в каждой стране была своя версия движения. Каждая версия немного отличалась под влиянием местных художественных обычаев и традиций.

В Британии арт-нуво иногда называли стилем Глазго благодаря популярности живущего в Глазго дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша. Американцы называли его «стилем Тиффани» в честь знаменитого стеклодува Луиса Комфорта Тиффани.

Немцы называли движение  Jugendstil  («молодой стиль»),  а в Австрии —  Sezessionstil («стиль отделения»). В Италии модерн был stile florreal («цветочный стиль»), в то время как в Испании это был просто модернизм .

Даже во Франции стиль модерн был известен под разными именами, в том числе  le style metro  (в честь новой системы метро),  le style Jules Verne  (в честь писателя) и  art fin de siècle  (что означает «искусство конца века»).

Критики модерна не были так добры к фиксации стиля на изогнутых, плавных линиях. Он был известен как «style nouille» («стиль лапши») во Франции и «Paling Stijl» («стиль угря») в Бельгии.

Что повлияло на стиль Арт-нуво?

Стиль арт-нуво не был похож ни на что, предшествовавшее ему. Но он был вдохновлен идеями, взятыми из широкого круга художественных течений 19 -го века.

Важнейшее художественное влияние на арт-нуво оказало движение «Искусств и ремесел» в Англии, возглавляемое писателем и эрудитом Уильямом Моррисом (1834-1896), который ратовал за возвращение к традиционному мастерству и за отказ от механизированного массового производства.

Дизайнеры в стиле модерн, как и последователи движения «Искусства и ремесла», не видели различия между искусством и ремеслом и создавали прекрасные декоративные изделия, которые противоречили традиционной иерархии «великого» изобразительного искусства (живопись и скульптура) и «малого» декоративного искусства (мебель и предметы быта).

Подобно дизайнерам из движения «Искусств и ремесел», создатели арт-нуво хотели показать, что предметы повседневного обихода, такие как лампы и дверные ручки, могут быть такими же красивыми, как великие скульптуры и картины.

Кроме того, на дизайнеров в стиле модерн повлияло огромное количество предметов японского искусства, которые начали наводнять европейские рынки после того, как в 1860-х годах были установлены новые торговые права с Японией.

Мода на японское искусство, известная как японизм, дала жителям Запада совершенно иной взгляд на то, каким может быть искусство. В то время как западная живопись часто была трехмерной и использовала приемы для передачи эффекта света и тени, японские гравюры были двухмерными и использовали узоры и цветные блоки.

Такие японские мастера, как Хокусай, создававшие двухмерные ненатуралистические гравюры, могли стать источником вдохновения для многих художников арт-нуво.

Хокусай Пейзаж с двумя сокольниками
Пейзаж, гравюра японского художника Хокусая.

Наконец, и это самое главное, дизайнеры в стиле модерн вдохновлялись природой . Использование естественных форм, включая стилизованные цветочные мотивы, принты листьев и формы животных, во многом связывало стиль воедино.

В этом смысле модерн имел связи с постимпрессионистами и символистами, все из которых были заинтересованы в запечатлении мира природы и его форм. В своем использовании стилизованных естественных форм модерн также имел связи со стилем рококо18-го века .

Как стиль арт-нуво влияет на нас сегодня?

Его расцвет, возможно, был недолгим, но арт-нуво живет в 21 веке. Современная дисциплина графического дизайна берет свое начало в дизайне плакатов периода арт-нуво. Дизайн парфюмерных флаконов, украшений и узорчатых тканей во многом обязан эпохе модерна, равно как и цветочные обои, паркет и витражи.

А модерн живет в зданиях и сооружениях, составляющих современный город: например, лондонское и парижское метро являются памятниками мечтам архитекторов модерна.

Тем не менее, в некотором смысле стиль арт-нуво никогда не был долговечным: это был стиль, во многом соответствующий его историческому моменту, который уловил пьянящий культурный климат на рубеже 20-го века. Это был момент быстрых технологических и социальных изменений, момент, когда наблюдатели смотрели в будущее, а не в прошлое, момент удивления и беспокойства в равной мере.

Игривый, но никогда не фривольный, смелый, но никогда не дерзкий, модерн вобрал в себя все противоречия fin-de-siecle. Он стремился быть необычным, но видел красоту в самых обыденных местах. Он охватывал природу, но чувствовал себя непринужденно с индустриальной современностью. Он подчеркивал традиционное, но приветствовал новое.

Стиль модерн предлагает нам уникальное представление о том, как выглядело будущее на рубеже 20-го века. Именно по этой причине изделия в стиле модерн будут продолжать очаровывать нас с Вами долгие годы.

Запросить цену