Антикварные предметы сервировки стола глубокого посеребрения Alpacca-Silber являются обьектами коллекционирования и изучения уже много лет.
Знаменитый Берндорфский завод металлоконструкций (нем. Berndorfer Metallwaarenfabrik) был основан в 1843 году в небольшой деревушке Берндорф, расположенной в регионе Нижняя Австрия (Нижняя Австрия) Австро-Венгерской империи. Интересно, что расположение литейного цеха связано с его системой маркировки. Из-за ассонанса между словами Berndorf и Bärendorf (в переводе с немецкого последнее слово означает «медвежья деревня») многие заводские марки содержат медвежий профиль.

Антикварный посеребренный подсвечник, выпущенный BMF Alexander Schoeller между 1852 и 1865 годами.
Несмотря на то, что это предприятие получило мировое признание под названием Берндорфский завод металлоконструкций Артура Круппа, до 1891 года он назывался Берндорфский завод металлоконструкций Александр Шоллер и К°.
Действительно, австро-венгерский бизнесмен Александр Шоллер вложил много денег в покупку земли и строительство завода. Отец Артура Круппа, Герман Крупп, присоединился к фирме в 1844 году и в 1849 году приобрел половину акций. Когда Герман Крупп умер (в 1879 году), 23-летний Артур, уже работавший на фабрике, унаследовал его бизнес. После смерти Александра Шоллера (в 1886 году) Артур Крупп выплатил его наследникам крупную сумму денег и в 1890 году стал единоличным владельцем компании. С 1891 года его имя появляется на клейме литейного завода в Берндорфе.
В 1913 году BMF стала акционерным обществом. Первая мировая война (1914-1918) закончилась крушением огромной Австро-Венгерской империи. Экономика всей Европы была в кризисе. Рынок значительно сократился. Были нарушены привычные маршруты транспортировки сырья и готовой продукции. Тем не менее, Артуру Круппу удалось спасти фирму и возродить производство к 1924 году. Однако в 1926/1927 и 1932 годах два сильных экономических спада привели к закрытию некоторых производств БМФ и резкому сокращению числа рабочих (с 6000 до 800).

Вторая половина 19 века. Антикварная посеребренная подставка под бутылку в форме лафета Berndorfer Metallwarenfabrik (BMF, KRUPP). Продается в Галерее Бульвар де Лис.
Клеймо на представленной старинной подставке для бутылки:
Стандартный знак для высококачественного серебрения (Alpacca-Silber I), используемый Berndorfer Metallwaarenfabrik Arthur Krupp в течение длительного периода в 36 лет. Отличается от предыдущего клейма следующими характерными признаками: 1) впервые на клейме БМФ появляется имя владельца завода «АРТ.КРУПП» (сокращение от «АРТУР КРУПП»), которое вместе с расположение завода «BERNDORF» образует круглую надпись; следует отметить, что точка между словами «АРТ» и «КРУПП» находится не посередине строки и не внизу, а на уровне примерно 1/3 высоты строки; 2) снова появляется круг; 3) снова меняется профиль изображения медведя, теперь это профиль «стоящего медведя» с расставленными лапами; 4) наконец, меняется диаметр окружности, теперь он составляет 3,7 мм.
Артур Крупп управлял бизнесом компании до своей смерти в 1938 году, которая совпала с аннексией Австрии нацистами (так называемый «аншлюс»). Немецкая компания Friedrich Krupp A.G., Эссен, приобрела контрольный пакет акций «Берндорфского завода металлоконструкций Артура Круппа А.Г.» и владела им до конца Второй мировой войны.
После войны BMF была конфискована союзными оккупационными войсками (как немецкая оружейная компания) и управлялась советской администрацией в период с 1945 по 1955 год. После 1955 года она была национализирована и снова стала австрийской публичной компанией.

Антикварная посеребренная пепельница (Alpacca-Silber I) с держателем для спичек, выпущенная BMF Arthur Krupp между 1891 и 1918 годами.
Большинство книг о клеймах BMF написаны искусствоведами, которые показывают в своих книгах только изображения знаков, найденных в патентных бюро. Например, д-р Вальтрауд Нойвирт в своей знаменитой книге упоминает 178 различных марок BMF, хотя в действительности их гораздо меньше. Это происходит потому, что каждая фирма регистрирует больше знаков, чем необходимо, а некоторые зарегистрированные знаки могут вообще никогда не использоваться.
Кроме того, точная реализация эскиза дизайнера из зарегистрированного патента на практике может быть очень затруднительной (если не невозможной), в связи с чем такой дизайн может быть либо отвергнут, либо серьезно изменен в ходе подачи заявки на знак. Сравним изображение знака конструктора, приведенное в патенте BMF 1891 года с реальным изображением стандартного клейма БМФ, используемого для высококачественных посеребренных пустотелых изделий после 1891 г.

Изображение знака, приведенного в заявке на патент 1891 года (слева), и
реальное изображение стандартного знака BMF, использовавшегося в период с 1891 по 1927 год.
Мы видим, что на изображении из патентной заявки есть две горизонтальные «разделительные точки» между буквами «B» и «A» и «F» и «P», которые отсутствуют в самом знаке. Кроме того, на изображении из патентной заявки отсутствует круг (вокруг изображения), который присутствует в реальном знаке. Точка между буквами «Т» и «К» на изображении из патентной заявки лежит в самом низу строки, что не соответствует реальному изображению. Медвежий профиль на патентном изображении далек от профиля на самом знаке. Таким образом, очевидно, что изображение из патентной заявки представляет собой довольно искаженное представление. Аналогичные сравнения с аналогичными результатами могут быть проведены и между снимками, взятыми из каталогов BMF, и реальными изображениями.

Антикварный посеребренный чайник (Alpacca-Silber I), выпущенный BMF Arthur Krupp между 1909 и 1927 годами.
Рассмотрим этот антикварный кофейный сервиз из трех предметов, выпущенный BMF, который состоит из кофейника, кувшина для молока и сахарницы, все с той же монограммой «BL» и специальной обработкой поверхности, характерной для конца девятнадцатого века (так называемый, «гильошированный» стиль).

Удивительно, но каждое изделие из этого стилистически однородного набора имеет совершенно разные клейма производителя. Кофейник имеет известную стандартную маркировку No 8 из Таблицы 1 ниже с профилем «стоящий медведь»; на сахарнице – старинная и довольно редкая клеймо No 6 из таблицы 1, а на молочник нанесена неизвестная маркировка No 7 из таблицы 1 с красивым изображением «медведя в тигровой шкуре», также без обозначения объема. В отличие от марок No 6 и 8, на маркировке на молочнике имеются разделительные горизонтальные точки.

Клеймо No 6 было зарегистрировано в 1880 г., клеймо No 8 — в 1891 г.; клеймо No7, вероятно, является модификацией клейма No 6.
С 1891 года и на протяжении более тридцати пяти лет клеймо для посеребренных изделий BMF не менялось. Но в тридцатые годы уже использовались другие клейма.
Когда именно произошла смена отметок? Согласно исследованиям Д.Н. Никогосяна стандартная маркировка BMF была изменена в 1927 году.
Давид Николаевич в своих работах показывает нам два предмета, датированные 1927 годом, но на них имеются совершенно разные клейма.

Два антикварных посеребренных (Alpacca-Silber I) изделия BMF, сливочник (вверху) и
кофейник (внизу), выпущенные в 1927 году с соответствующими клеймами (вверху и внизу).
После 1927 года для впосеребренных пустотелых изделий использовалась гораздо более крупная стандартная марка BMF (диаметр 6,1 мм вместо прежних 3,7 мм). В действительности же были использованы три очень характерные разновидности: «толстый медведь» (1927-1933 гг.), «медведь с куриными ножками» (1933-1935 гг.) и «танцующий медведь» (1935-1938 гг.)

Три различных стандартных знака BMF для высококачественных посеребренных изделий (Alpacca-Silber I), использовавшихся в период с 1927 по 1938 год.
Следующий стандартный знак BMF (1938-1945) для высококачественных посеребренных пустотелых изделий представляет собой простую комбинацию предыдущего круглого знака с двумя словами: «KRUPP» (слева) и «BERNDORF» (справа).

В первых выпусках этой марки (ок. 1938 г.) диаметр круглой части составлял около 6,1 мм. После этого диаметр круглой части уменьшается до 4,2 мм. Профиль медведя меняется с «танцующего медведя» на «однолапого медведя».

Антикварная посеребренная сахарница (Alpacca-Silber I) из берлинского кафе Telschow, выпущенная BMF Arthur Krupp в период с 1927 по 1933 год.
Данная статья была подготовлена на основании материалов и исследований Д-ра Давида Николаевича Никогосяна.