Эммануэль Редон — эксперт CNE.
Эммануэль Редон, член CNE, специализируется на французском ювелирном искусстве девятнадцатого и двадцатого веков. Он является автором книги «Украшения: исключительные ювелиры в девятнадцатом веке», опубликованной в 2017 году.
Эта великолепная антикварная серебряная ваза, изготовленная Одио для Жокей-клуба.

СТАРИННАЯ СЕРЕБРЯНАЯ ВАЗА В СТИЛЕ ИТАЛЬЯНСКОГО РЕНЕССАНСА
Ваза украшена аллегорической сценой «Музыка и море», изображающей процессию кентавров и нереид, представленную на саркофаге, датируемом серединой второго века нашей эры и хранящимся сейчас в Лувре. Нереиды были дочерьми Нерея и Дорис, они жили на дне моря во дворце своего отца, проводя время в ткачестве и пени.

Середина второго века нашей эры Рим – Х.: 0,60 м.; л.: 2.37 м.; L.: 0.97 м.
Лувр
Украшение этого саркофага много копировалось с момента его приобретения в 1815 году (наполеоновский захват, 1798 год, обмен в 1815 году), а тема нереид часто интегрируется в различные украшения или орнаменты.
ДУБАН, ФЕЙХЕРЕ И КЛАГМАНН
Выбор сцены и орнаментов прямо или косвенно приписывается нескольким художникам-декораторам того времени, которые с большим успехом эиспользовали в своем творчестве итальянский стиль неоренессанса: Феликс-Жак Дюбан (1797-1870), Жан-Жак Фёшер (1807-1852) и Жан-Батист-Жюль Клагман (1810-1867).
Эти художники современники, вероятно, познакомились в Школе изящных искусств в Париже, одним из архитекторов которой был Дюбан, в то время как Фёшер преподавал там, а Клагманн завершил свое обучение, как скульптор, под опекой Фёшера. Все они в значительной степени увлечены итальянским Ренессансом, который охватывает архитектуру и декоративное искусство девятнадцатого века в целом.
Благодаря своему опыту и возрасту, Дубан в конечном счете, вероятно, является первоначальным творческим импульсом в создании шедевра. Действительно, Дюбан получил Римскую премию в 1823 году в то время, когда Греция и южная Италия еще не были исследованы. Затем он быстро проявил большую приверженность к помпейскому стилю (что принесло ему прозвище «помпеянин»), а также к итальянскому Ренессансу. Известный прежде всего своими крупными реставрационными работами: Блуа, Сент-Шапель, Шантийи, Школа изящных искусств, он также ремонтирует престижные резиденции, такие как Дампьер.
Он также работал в сотрудничестве с величайшими ювелирами своего времени, включая Фроман-Мериса, для которого он делал композиции для туалета герцогини Пармской, а также Шарля-Николя Одио, который попросил его около 1835 года содействовать в крупном проекте по заказу барона Саломона де Ротшильда.

СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ
Если оформление этой старинной серебряной вазы можно приписывать нескольким орнаменталистам, то ее реализацию также можно отнести к двум семействам ювелиров: Фроман-Мерис и Одиот.
Оба являются величайшими ювелирами девятнадцатого века по своему творчеству, а также по своим техническим способностям. Хотя между двумя домами никогда не было четко установлено никакого сотрудничества, кажется неизбежным, что они знали друг друга, уважали друг друга и, вероятно, обращались друг к другу, когда это было необходимо. Действительно, обмены между ювелирами всегда были обычным явлением, и это даже при отмене корпоративной системы после Французской революции.
Поэтому ювелиры прибегали к субподряду для специализированных заказов или просто для выполнения крупных заказов, что позволяло им соблюдать сроки и удовлетворять своих клиентов.
Эта система далека от того образа, который мы представляем себе, как амбициозную и конкурентоспособную профессию. Напротив, ювелиры работали вместе, поддерживая корпоративное соглашение. Поэтому художественное сотрудничество между ювелирами, а также между орнаменталистами, было не маловероятным, что иногда может усложнить атрибуцию сегодня, когда произведения не подписаны.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Un âge d’or des Arts Décoratifs 1814-1848, catalogue de l’exposition, Paris, Galeries du Grand Palais, 1991
Geoffroy-Dechaume : dans l’intimité de l’atelier, exposition 2013
Anne Dion-Tenenbaum, Orfèvrerie française du XIXe siècle, Louvre, 2011
L’art en France sous le Second Empire, catalogue de l’exposition, Galeries nationales du Grand Palais, 1979. Шарль Блан,
Les Artistes de mon temps, Париж, 1876 Fond Maciet, Библиотека Музея декоративных искусств, Париж