
Антикварный Старинный серебряный сервиз Cailar Bayard & Cie находится в галерее Бульвар де Лис в Москве.
Старинный антикварный серебряный чайный и кофейный сервиз в наше время не только изысканный предмет сервировки стола, но и инвестиция.
А знаете ли Вы, что чайный пакетик, повсеместно распространенная часть чайной культуры в 21 веке, на самом деле был изобретен случайно.
В 1908 году американский предприниматель Томас Салливан начал продавать чайные листья в маленьких шелковых мешочках. Пакеты должны были быть опорожнены в горячую воду, но Салливан быстро обнаружил, что большинство его клиентов просто помещают пакет прямо в кастрюлю. Так родился чайный пакетик.
Чаепитие сегодня – «бесцеремонный» ритуал. Чай продается в пакетиках, смешивается с молоком и пьется из кружек.
Но так было не всегда. На протяжении более трехсот лет чай в Европе был напитком и занятием, связанным с высочайшей роскошью. В течение многих лет только самые богатые люди могли себе это позволить.
Поэтому было вполне естественно, что к этому роскошному напитку должны были прилагаться соответствующие роскошные предметы. С самого начала чайных церемоний в Европе чайные сервизы использовались для демонстрации статуса и великолепия их владельцев.
Антикварные чайные сервизы всегда были больше связаны с искусством, чем с функцией. В каждую эпоху главные мастера своего времени брались за создание еще более впечатляющих, роскошных и великолепных чайных сервизов.
В этой статье мы исследуем эту увлекательную историю, взглянем на семь антикварных чайных сервизов, которые в свое время использовались для чаепития.
1. Мейсенский фарфоровый чайный сервиз «Half Figure», около 1723-34 гг.

Знаменитый фарфоровый антикварный чайный сервиз Мейсена «Half Figure», ок. 1723-34.
Хотя чай был неотъемлемой частью китайской и японской культуры на протяжении веков, он был завезен в Европу только в 17 веке, когда это был действительно дорогой товар, доступный только очень немногим.
Чай импортировался из Китая, и, как и Китай, он был пропитан экзотическими интригами. Чай был одним из элементов более широкого европейского увлечения всем китайским в 17 и 18 веках.
Богатые европейцы почитали не только китайский чай, но и китайское ремесло и китайскую культуру в целом. В частности, открытие китайского чая европейскими путешественниками было тесно связано с открытием китайского фарфора, который в то время никто в Европе не умел делать.
После десятилетий попыток секрет тонкого китайского фарфора был, наконец, раскрыт керамистами в немецком городе Мейсен в 1708 году.
Поэтому неудивительно, что некоторые из самых первых «китайских» предметов, которые они начали делать, были сосудами для чаепития. Возможно, еще менее удивительно было то, что они решили украсить эти изделия в стиле китайских произведений.
Этот стиль украшения, известный как шинуазри, был невероятно популярен в то время.
Что особенно интересно в этом наборе, так это то, что форма предметов сервиза гораздо ближе к тому, что мы ассоциируем с китайскими чайными сосудами, чем с европейскими: все чашки имеют две ручки, а не одну, и набор поставляется с двумя чайными чашами (например, китайский чаван), используемыми для настаивания чайных листьев перед подачей на стол.
Этот прекрасный сервиз является одним из самых важных и сложных сервизов Мейсена начала 18 века. Созданный в 1720-х годах, сервиз был расписан Иоганном Грегориусом Хёрольдтом, самым опытным художником по фарфору Мейсена того времени.
Он известен как «Полуфигурный сервиз» из-за характерных, замысловатых поясных изображений китайских мужчин и женщин, которые украшают внешний вид изделий.
Сервиз изготовлен из тончайшего фарфора: тонкого и полупрозрачного.
Хотя этот сервиз может многое рассказать нам о происхождении чаепития в Европе, он вероятно никогда не использовался для питья чая: будучи такого высокого качества, этот набор был разработан для демонстрации, а не для использования.
Таким образом, с самых первых дней появления чая в Европе чайные сервизы стали предметами роскоши.
2. Веджвуд «Закон о гербовом сборе», 1766-70 гг.

Антикварный чайник «No Stamp Act», серия «кремовой посуды», произведенный в Дерби около 1766 года. Экспонируется в Национальном музее американской истории, Вашингтон, округ Колумбия.
Наш следующий старинный чайник — это не столько предмет роскоши, сколько предмет, который находится в самом сердце истории чая в 18-ом веке.
Китайский чай быстро завоевывал популярность среди богатых классов Европы в 18-ом веке. Великобритания, возможно, страна, наиболее известная своим навязчивым чаепитием, импортировала тысячи тонн чая из Китая в течение 18-го века.
Великобритания сыграла основополагающую роль в распространении культуры чаепития по всему миру, не в последнюю очередь благодаря растущему числу колоний: в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и позднее в Индии.
Одной из колоний, которая была гораздо менее восприимчива к британскому чаю, была Америка, которая, как известно, провозгласила свою независимость от Великобритании в 1776 году.
В первую очередь в сознании американских повстанцев были грабительски высокие налоги на импорт, введенные британцами — не в последнюю очередь импорт на чай. Один налог, известный как Закон о гербовом сборе 1766 года, вызывал особую ненависть.
Чай стал символом в борьбе Америки за свободу: один из определяющих моментов в раннем движении за независимость был известен как Бостонское чаепитие 1773 года, когда американские повстанцы опорожнили содержимое трех чайных кораблей в порт Бостона.
Американские повстанцы нашли сочувствующие голоса и по другую сторону Атлантики: одним из них был знаменитый стаффордширский гончар Джозайя Веджвуд, один из ведущих керамистов, работавших в Англии в то время.
Керамика Веджвуда сегодня считается одной из лучших британских посуд. Его серия «кремовой» посуды — посуда, изготовленная из тонкой глиняной посуды со свинцовой глазурью — была популярна среди британской королевской семьи и по этой причине позже стала известна как Queen’s Ware.
Сам Веджвуд не был поклонником Закона о гербовом сборе, отчасти по идеологическим причинам, а отчасти потому, что налоги повлияли на его экспорт в Америку.
В 1760-х годах он разработал этот культовый чайник для американского рынка с простым и понятным сообщением, написанным на нем. На одной стороне было выгравировано «Закон об отсутствии гербового сбора», а на другой — «Успех торговли в Америке».
Считается, что было несколько таких протестных чайников, сделанных гончарными мастерскими Англии в 18-ом веке. Чайник был изготовлен в Дерби и в настоящее время выставлен в Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.
3. Французский антикварный серебряный чайный сервиз периода Ампир, около 1815-1819 гг.

Старинный серебряный позолоченный сервиз периода Французской империи, выполненный Жаном-Батистом-Клодом Одио для Гуго-Бернара Маре, 1-го герцога де Бассано.
В то же время, когда чай становился символом революции в Америке, он становился символом высокого искусства в Европе.
В начале 18-го века, как мы видим, чай был напитком, который ассоциировался с великолепием Дальнего Востока.
К началу 19-го века Европа прочно приняла чай как свой собственный напиток.
Европейские страны (особенно Британия) в начале 19-го века изо всех сил старались разрушить монополию Китая на торговлю чаем, что привело к опиумным войнам 1830-х годов.
Этот отход от Китая неизбежно отразился на декоративных стилях чайных сервизов: вместо того, чтобы выбирать стили шинуазри, производители чайных сервизов начали согласовывать свои творения с основными декоративными стилями того времени.
Например, фабрики в Мейсене и Севре были особенно известны своими сервизами в стиле рококо; в то время как Веджвуд в Британии стал пионером неоклассического стиля.
Этот фантастический серебряный чайный сервиз начала 19-го века – классическое произведение дизайна в стиле французского ампира.
Однако, наиболее важным является выбор материалов, используемых для изготовления этого старинного чайного сервиза. В то время как в 18-ом веке и в начале 19-го сервизы в стиле шинуазри изготавливались из фарфора или другой керамической посуды, в 19-ом веке возник особый европейский обычай: изготовление чайных сервизов из серебра или, в особых случаях, из серебра с позолотой.
То, что европейская знать и королевская семья заказывали чайные сервизы из серебра и из серебра с позолотой (чистое золото нельзя было использовать, так как оно было слишком мягким), свидетельствует о важности чая в элитном обществе.
Угощение гостей чаем, подаваемым из великолепных, дорогих чайных сервизов, стало неотъемлемой частью вежливой культуры в Европе.
Этот фантастический, роскошный набор был сделан для Хьюга-Бернара Маре, одного из генералов Наполеона, а затем его государственного секретаря. Это работа известного французского серебряных дел мастера Жана-Батиста-Клода Одио (1763-1850).
4. Антикварный серебряный чайно-кофейный сервиз из четырех предметов «La Maison Aucoc».

Антикварный серебряный Чайно-кофейный сервиз из четырех предметов «La Maison Aucoc» конца 19-го века находится в антикварной галерее Бульвар де Лис в Москве.
Этот антикварный серебряный сервиз является ярким, характерным образцом дорогого и качественного французского столового серебра конца 19 века.
Имеются пробирные («голова Минервы», 950 проба серебра) и мастеровые клейма. Клеймо мастера указывает на то, что сервиз был сделан известной французской фирмой «Окок» (Aucoc).
Семья Окок была очень важной в истории производства французского антикварного серебра.
Ныне фирма «Окок» уже не существует, но еще в начале двадцатого века этот ювелирный дом был солидным семейным предприятием с почти столетними традициями. Датой ее основания принято считать 1821 г., когда Жаном-Батистом Казимиром Ококом (1796—1865) на рю Сент-Оноре, 154, была открыта серебряная мастерская. Однако, очевидно, и его предки занимались изготовлением серебряных изделий, так как в каталоге промышленной выставки в Париже в 1834 г. упоминается, что этот дом был удостоен серебряной медали уже в 1806 г.
В 1835 г. фирма сменила адрес, переехав на рю де ла Пэ, 6, в престижный район, где размещались магазины и мастерские многих известных ювелирных марок. Французские источники называют Жана-Батиста Казимира Окока поставщиком двора короля Луи-Филиппа.
Около 1854 г. Ж.-Б. К. Окок отошел от дел, и во главе семейного предприятия стал его сын, Луи Окок (1829—1914).
Фирма Луи Окока поставляла свою продукцию дворам Наполеона III и императрицы Евгении, герцогов Орлеанских, английской королевы Виктории.
Луи Окок был крупнейшим ювелирным экспертом, к чьему мнению прибегали на аукционах и ювелирных соревнованиях.
Около 1874 г. Луи Окока-старшего в качестве главы предприятия сменил его сын, которого также звали Луи.
Луи Окок-сын (1850—1932) в 1877 г. приобрел ювелирный дом Лобжуа, и объединил его со своей фирмой под общим названием Дом Окок (La Maison Aucoc).
В 1900 г. управление компанией перешло младшему брату Луи Андре, который вновь сосредоточился на серебряных изделиях.
В конце XIX – начале XX века фирма принимала участие во Всемирных Торгово-промышленных выставках и являлась одной из самых инновационных компаний в области ювелирных изделий.
Большая часть предметов европейского серебра из собрания «Клада Нарышкиных» была изготовлена фирмой «Окок».
В 1932 году семья Окок перестала владеть фирмой.
5. Севрский «сетчатый» фарфоровый антикварный чайно-кофейный сервиз, 1855 г.

Севрский «сетчатый» фарфоровый старинный чайный сервиз в китайском стиле, выставленный в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
К середине 19-го века чаепитие прочно утвердилось в Европе, и лучшие чайные сервизы становились все более изысканными и изысканными.
Чай все чаще импортировался из Британской Индии, а не из Китая, что делало его более дешевым и доступным, а чайный сервиз, стал одним из главных украшений стола.
Лучшие мастера Европы в 19-ом веке соревновались, чтобы создать еще самые впечатляющие чайные сервизы. Этот набор, выставленный в Музее Метрополитена в Нью-Йорке, является работой ведущего производителя тонкого фарфора в 19-ом веке, Национальной мануфактурой Севра во Франции.
Мастера в Севре усовершенствовали инновационный метод производства фарфора, известный как «ретикуляция»: внешний слой каждого из изделий образует решетчатую структуру, почти как если бы он был проколот или вырезан.
Тонкий слой фарфора внутри полупрозрачен, что придает каждому изделию несравненную легкость и блеск.
Этот набор был полностью предназначен для демонстрации технического мастерства его создателей.
Влияние китайского искусства также все еще сильно ощущается в этом наборе, от изогнутых, похожих на бамбук ручек и носиков чайника до чайной чаши с крышкой и чайного подноса.
И все же цветовая гамма – розовая, золотая и белая – полностью европейская. Важно также, что набор был разработан для чая и кофе. Если в 18 веке эти два напитка были отличительными — чай употреблялся дома, а кофе — в кофейнях, то в 19 веке все большее число сервизов было разработано для обслуживания как любителей чая, так и кофе.
Этот набор представляет собой потрясающий сплав разных стилей, важная особенность 19Й Век декоративного искусства в целом.
6. Антикварный серебряный чайный сервиз в японском стиле от Tiffany’s, 1878 г.

Старинный чайный сервиз Tiffany из серебра «смешанного металла», того же дизайна, что и сервиз Tiffany, представленный на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.
В 19-ом веке производители прилагали все усилия, чтобы объединить разные стили, сделать что-то новое и впечатлить искушенную публику. Тому пример серебряный чайный сервиз, разработанный Эдвардом Муром, главным серебряным мастером легендарного ювелирного заведения Tiffany’s.
Контекст, в котором работал Мур, был контекстом промышленной революции, которая полностью изменила культуру чая.
Производители престижных чайных сервизов, таких как этот, должны были найти способ отличить свои сервизы от дешевых керамических, серийно производимых для мирового рынка.
Но, что интересно, они были не прочь использовать «современные» методы для создания своих изделий: в этом инновационном сервизе используется новаторская новая техника, известная как «смешанный металл», которая включает в себя инкрустацию металлов разного цвета (таких как медь и золото), а также твердых камней в поверхность серебра.
Его дизайн был настолько успешным, что он принес Тиффани Гран-при за столовое серебро на Парижской выставке 1878 года. Компания выпустила несколько таких наборов в 1870-х и 1880-х годах, в первую очередь для американской семьи Westinghouse.
Стиль исполнения этого антикварного чайного сервиза демонстрирует нам новое увлечение японским искусством в конце 19-го века. Известный как японизм, этот японский стиль стал предшественником модерна, который часто рассматривается как первое по-настоящему современное движение в декоративном искусстве.
Действительно, один из главных игроков в движении модерна, Зигфрид Бинг, отметил этот чайный сервиз и его дизайнера Эдварда Мура как «одного из первых, кто понял реальную ценность сокровищ» Японии.
Что также интересно, так это то, что дизайн отдельных предметов намного ближе к тому, что мы ожидаем от чайного сервиза в 21-ом веке: чайник имеет гладкий современный дизайн, и вместо сахарной ложки для сахарницы есть пара сахарных щипцов для кубиков сахара, изобретенных «совсем недавно», в 1840-х годах.
По своей простоте, инновационному дизайну и японскому стилю этот потрясающий сервиз является, пожалуй, одним из первых примеров по-настоящему современного люксового чайного сервиза.
7. Русский чайный сервиз из перегородчатой эмали и серебряного позолоченного антикварного самовара, конец 19 века.

Эмалированный серебряный золоченый антикварный русский самовар работы Фаберже, конец 19 века. Этот набор изначально был создан для семьи Романовых и сейчас экспонируется в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге
К концу 19-го века чай стал ежедневным напитком, а в 20 веке уже был самым популярным напитком в мире после воды.
И хотя чай производился для массового рынка во всем мире, каждая страна разработала свои собственные церемонии и ритуалы, связанные с чаем.
В Японии была знаменитая многовековая чайная церемония.
А в России была совсем другая чайная культура, что нашло отражение в самобытном дизайне чайных сервизов.
Русский чай заваривали с высокой концентрацией листьев и сахара в маленьком чанике и разливали в маленькие чашки, а затем разбавляли горячей водой, хранящейся в сосуде, известном как самовар. Русский чай сладкий и черный, традиционно подается со сладкими блюдами.
Самовар- это культовый инструмент русского чаепития. Горячие угли кладут в верхнюю часть, и они нагревают трубу, которая проходит через середину бочки, тем самым сохраняя воду внутри горячей.
Поскольку самовар играл такую важную роль в русском чаепитии, неудивительно, что самовары, как и другие европейские чайные предметы, превратились в предметы высокого искусства и роскоши.
Прекрасные самовары часто изготавливались из серебра или серебра с позолотой или даже украшались эмалями, как в этом прекрасном образце мастером русского мастера Карла Фаберже. Этот набор был первоначально сделан и принадлежал правящей семье Романовых в России, которая отвечала почти за все самые известные заказы Фаберже.
Также в 19-ом веке почти 80 фабрик выпускали самовары в Туле. Самовары Воронцова считались высококлассными. Эта фабрика производила с 1852 года 50 различных моделей самоваров, а объем производства был до 6000 самоваров в год.
Самоварный король — вот, как называли купца Воронцова. Практически на всех российских и зарубежных выставках, ярмарках его изделия получали наивысшие награды.
А.Н. Воронцову даже был пожалован государственный герб и звание «Фабрикант двора его императорского величества».
В антикварной галерее Бульвар де Лис находится русский самовар Воронцова начала 20 века.

Русский старинный антикварный самовар Воронцова.
Антикварный самовар в форме граненого шара (среди коллекционеров такая форма называется «арбуз» или «тыква») имеет ажурные витые ручки. Такая форма пользуется большим спросом среди любителей и коллекционеров, на рынке аналогичные самовары в столь хорошем состоянии ценятся достаточно высоко.
По мере того, как чай прочно укоренялся в мировой элитной культуре, чайный сервиз стал еще одним средством, с помощью которого сильные мира сего могли продемонстрировать свое богатство и статус, а также средством, с помощью которого лучшие мастера могли продемонстрировать свое мастерство.
Будь то в России, Великобритании или Китае, владение роскошным чайным сервизом было высшим удовольствием. Мы должны поблагодарить старинных мастеров за множество великолепных антикварных чайных сервизов, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Антикварная галерея Бульвар де Лис в Москве собрала в своей коллекции редкие экземпляры старинных серебряных сервизов.

Старинный французский серебряный сервиз Puiforcat Paris

Французский Старинный антикварный серебряный сервиз Paul Devaux

Французский Антикварный серебряный сервиз Jean-Baptist Harleux
